Архивы

Правительством утверждены паспорта приоритетных проектов по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование»

pravitelstvo_rf1

Сегодня, 8 ноября, в Правительством РФ утвержден паспорт Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Ранее, 25 октября, как сообщает сайт Правительства РФ, Дмитрий Медведев провёл заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

 

По итогам было принято решение утвердить паспорта приоритетных проектов:

Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» будет курировать заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец, а его функциональным заказчиком выступает Министерство образования и науки Российской Федерации в лице министра  Васильевой О.Ю. Кроме Минобрнауки России ключевыми участниками проекта выступают Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные образовательные организации высшего образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и образовательные организации. АНО «Институт Развития Интернета» и Ассоциация «Национальная платформа открытого образования».

Главной целью приоритетного проекта является создание к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, прошедших обучение на онлайн курсах для формального и неформального обучения, до 11 млн. человек к концу 2025 г. При этом, число обучающихся по основным или дополнительным образовательным программам, прошедших обучение на онлайн-курсах для формального образования с получением документа, подтверждающего результаты обучения, к концу отчетного периода должно составить не менее 1 млн. человек.

В тот же период будет создано не менее 4 тыс. онлайн курсов, обеспечивающих освоение дисциплин (модулей) образовательных программ среднего, высшего и дополнительного образования, доступных для освоения в текущем годут (2017 — 450, 2018 — 1500, 2019 — 250, 2020 — 350, 2025 — 4000).

В результате реализации проекта будет создан информационный ресурс (портал), доступный всем категориям граждан и обеспечивающий для каждого пользователя по принципу «одного окна» доступ к онлайн-курсам для всех уровней образования и онлайн-ресурсам для освоения общеобразовательных предметов, разработанным и реализуемым разными организациями на разных платформах онлайн-обучения, создана система оценки качества онлайн-курсов и онлайн-ресурсов общего образования, сочетающая автоматическую и экспертную оценку, обеспечивающая формирование рейтинга. Портал будет интегрирован с Единой системой идентификации и аутентификации и ГИС «Контингент», за счет чего обеспечивается хранение и передача в электронном виде информации об образовательных достижениях (формирование цифрового портфолио). Планируется создание программного обеспечения с открытыми исходными кодами, повышающее качество онлайн- обучения и обеспечивающее достоверную оценку результатов обучения на платформах онлайн-обучения.

Будут разработаны и приняты нормативные акты, позволяющие осваивать размещенные на портале курсы как части основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, созданы обучающие онлайн-курсы в области образовательных технологий, обучены не менее 10 000 преподавателей и экспертов.

Создание и поддержание 3500 онлайн курсов будет осуществляться за счет средств, привлеченных из разных источников. Всего бюджет проекта составляет 3200 млн. рублей, в том числе, из федеральных средств — 1300 млн. рублей, внебюджетных источников — 1900 млн. рублей. Уже в 2017 г. будет выделено 400 мрл. рублей из средств федерального бюджета и 400 млн. рублей из внебюджетных источников. При этом средства федерального бюджета будут изысканы за счет приоритизации расходов Минобрнауки России.

В рамках проекта не рассматривался вопрос развития инфраструктуры образовательных организаций, необходимой для широкого использования цифрового контента. Дополнительным результатом проекта станет интеграция цифровой образовательной среды между уровнями образования, формирования единого цифрового портфолио обучающегося, начиная с обучения в общеобразовательной организации. По результатам первых этапов реализации проекта возможен выход на новые модели организации образовательного процесса и присвоения квалификаций, в перспективе позволяющие дополнить существующие формы получения образования. На начальном этапе проекта перечень организаций, участвующих в разработке онлайн-курсов, доступных в рамках информационного сервиса, будет ограничен образовательными организациями, реализующими имеющие государственную аккредитацию образовательные программы и имеющими высокую репутацию в образовательном сообществе.

СПРАВКА

Как возможный риск, выступает низкий уровень доверия и готовности студентов и академического сообщества к использованию современных образовательных технологий, основанных на онлайн-курсах и цифровом контенте, что приведет к не достижению плановых показателей по числу студентов, приступивших к освоению онлайн-курсов. Запланированы мероприятия по предупреждению последствий и наступления риска:

  • реализация мероприятий по продвижению возможностей онлайн-обучения
  • развитие системы повышения квалификации в области образовательных технологий, повышающий заинтересованность преподавателей в использовании онлайн-курсов

Низкая эффективность применяемых методов онлайн-обучения для некоторых групп результатов обучения может не привести к достижению плановых показателей по количеству студентов, успешно завершивших обучения на онлайнм курсах, или к тому, что результаты обучения окажутся неудовлетворительными. Для компенсации возможного рискапланируется:

  • обеспечение возможностей платформы по реализации смешанного обучения
  • развитие возможностей технологической платформы в области совершенствования методов онлайн-обучения, в частности коммуникаций, виртуальных практикумов
  • проведение оценки эффективности применяемых методов обучения, уровня удовлетворенности качеством онлайн-курсов, реализация мероприятий по обмену лучшими практиками онлайн-обучения

Консервативная позиция образовательных организаций потенциально будет препятствовать широкому использованию онлайн курсов, особенно замещению традиционных методов обучения с высвобождением преподавателей университетов. Планируется:

  • вовлечение преподавателей в оценку и доработку контента, обеспечение различных вариантов использования контента, включая смешанное обучение
  • передача инициативы по выбору курсов как альтернативы традиционным методам обучения самим студентам

У образовательных организаций могут отсутствовать свободные средства для создания онлайн-курсов. В таком случае планируется:

  • обеспечение административной и информационной поддержки проекта со стороны органов власти
  • привлечение грантовой поддержки создания онлайн-курсов со стороны фондов развития образования

Возможную низкую активность работодателей и инвесторов по поддержке разработки качественного цифрового контента планируется компенсировать следующими мероприятиями:

  • обеспечение реальных возможностей участия работодателей в формировании траекторий обучения студентов и реализации образовательных программ
  • формализация и распространение лучших практик участия работодателей в разработке онлайн-курсов и цифрового контента, демонстрирующих высокую эффективность такого участия

Отсутствие механизмов интеграции между уровнями образования (общим, средним профессиональным, высшим и дополнительным профессиональным образованием), которое может привести к осложнению при использовании онлайн курсов одновременно на всех уровнях образования, предполагается предупредить следующими действиями:

  • привлечение регионов к участию в проекте
  • технологическая интеграция электронных сред для всех уровней образования, включая общее

Отсутствие дополнительного финансирования в необходимом объеме в 2017 году или последующих годах не только не позволит создать необходимые условия для масштабирования проекта, что снизит значения показателей от плановых как минимум в 5 раз, но и создаст угрозу снижения качества онлайн-обучения в связи с отсутствием информационного ресурса, обеспечивающего использование онлайн-курсов по принципу «одного окна» и системы оценки качества онлайн-курсов. Поэтому проектом планируются при формировании проекта федерального бюджета на 2017-2020 финансовые года предусматривать бюджетные ассигнования Минобрнауки России на данный проект или изыскать за счет приоритизации расходов Минобрнауки России.

Возможности проекта

Проектом предполагается использовать опыт проектов создания в в нашей стране порталов онлайн образования, таких как «Национальная платформа открытого образования», «Универсариум», «Лекториум», «Российская электронная школа» и других. Для этого планируется:

  • использование кадрового ресурса платформ при реализации проекта
  • реализация на базе проекта «Национальная платформа открытого образования» базовой площадки для апробации разрабатываемых в рамках проекта технологических и организационных решений

В ходе выполнения проекта может быть использован опыт ведущих университетов РФ по работе с глобальными платформами открытого образования, что позволит организовать трансфер лучших мировых наработок и практик в области онлайн обучения. В связи с этим разработчиками проекта планируется:

  • развитие сотрудничества с глобальными платформами открытого образования в рамках проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров
  • включение онлайн-курсов, реализуемых на глобальных платформах открытого образования в создаваемые механизмы зачета результатов обучения

Разработчики проекта считают, что при создании системы профессионально-общественной оценки онлайн-курсов может быть использован результат проведенной экспертами АНО «Институт Развития Интернета» работы по выработке критериев качества онлайн-курсов на основе российских и зарубежных исследований.